Стандартная система обозначений
Стандартная система обозначений основана на измерении внешнего диаметра покрышки. Этот размер обычно выражается или в дюймах (26", 27" и т.д.), или миллиметрах (650, 700 и т.д.).
К сожалению, эволюция ободов и покрышек привела к тому, что данная маркировка перестала совпадать с реальным диаметром. История данной неразберихи берёт начало ещё в 30−х годах прошлого века, когда были популярными тяжёлые толстые покрышки «балунеры» размером 26 х 2.125, которые и по сей день устанавливаются на некоторые прогулочные и пляжные велосипеды. Внешний диаметр такого колеса очень близок к 26". Многие велосипедисты, всё же, были не до конца удовлетворены характеристиками данных колёс и хотели
Хотя такие покрышки и продолжали называться «26−дюймовыми», их реальный диаметр был 25 5/8", а не 26". Позднее тот же размер обода использовали родоначальники горного велосипеда с западного побережья США, который и в наше время остаётся для него стандартным. Рынок начал диктовать свои условия производителям, и в продаже появились покрышки шириной всего 25 миллиметров для «26−дюймового» обода. В действительности же внешний диаметр колеса был равен 24 7/8".
В стандартном обозначении размера покрышки второе число или буквенный код указывает её ширину. Например, 26 x 1.75; 27 x 1 1/4; 650B; 700C.
Действительно ли 0,75 = 3/4?
Обратите внимание на то, что в стандартной дюймовой системе обозначений размеров покрышки, её ширина может обозначается как десятичной дробью (26 x 1.75), так и простой (26 x 1 3/4). Хотя в математическом смысле ширина указанных покрышек равнозначна, на практике они являются несовместимыми. Этот факт зачастую приводит к тому, что недостаточно компетентный покупатель приобретает покрышку неправильного размера.
В целом, трудно вывести некое обобщённое правило для обозначения размеров покрышек, но я смог выявить одну закономерность:
Если размер двух взятых покрышек совпадает с точки зрения математики, но один из них выражен десятичной, а другой простой дробью — эти две покрышки совершенно точно несовместимы.
Ложная маркировка
В жёсткой конкурентной борьбе зачастую страдает точность предоставляемой производителями информации. Предположим, что вы занимаетесь поиском высококачественных покрышек размерностью 700−25. Естественно, вы изучаете и каталоги, и рекламу, чтобы найти самые лёгкие покрышки этого размера. Если, например, компании Pepsi Tire и Coke Tire производят покрышки по одинаковой технологии и примерно одинакового качества, но при этом компания Pepsi маркирует покрышку шириной 24 мм как 700−25, она будет весить меньше, чем честно промаркированная покрышка 700−25 компании Coke. Такой маркетинговый приём даёт компании Pepsi ощутимое преимущество. В качестве ответной меры компания Coke выпускает ещё более легкую покрышку 700−23, снова промаркировав её как 700−25.
В 70−х — 80−х годах подобная маркетинговая уловка была очень популярной. В итоге ситуация совершенно вышла
Международная организация по стандартизации ISO (International Organization for Standardization) разработала универсальную систему обозначения размера покрышек для того, чтобы избежать ошибок и различных проблем несовместимости. Эта система изначально была известна, как «система ETRTO», разработанная одноимённой компанией (European Tyre and Rim Technical Organisation).
В системе ISO задействованы два числа. Первое обозначает ширину покрышки или обода в миллиметрах. Реальная ширина покрышки зависит от ширины обода, которая замеряется по внутренним бортам (см. рисунок).
Второе число по системе ISO самое важное — обозначает посадочный диаметр обода (BSD, от англ. «Bead Seat Diameter») в миллиметрах. Он определяет взаимозаменяемость покрышек. Если это число совпадает у обода и покрышки, то они совместимы.
Например, шоссейная покрышка 700 х 20 C в системе ISO обозначается как 20−622; гибридная покрышка 700 х 38 — как 38−622.
Также, важно учитывать, что ширина покрышки должна быть в 1,45−2 раза шире внутренней ширины обода.
Если сдуть покрышку и измерить её ширину между бортов, полученный результат будет приблизительно в 2,5 раза больше значения по стандарту ISO.
Следующие таблицы показывают соответствие стандартных размеров, принятых в США, и посадочного диаметра ISO.
Размер в простых дробях
Дробное обозначение | ISO, мм | Применение |
29 дюймов | 622 | Принятое название, введённое в обиход маркетологами. Относится к шинам с посадочным диаметром 622 мм ("700c"). |
28 x 1 1/2 | 635 | Английские, датские, китайские и индийские дорожные велосипеды со стержневой тормозной системой (также обозначается F10, F25, 700 B). |
28 x 1 5/8 x 1 1/4 | 622 | Устаревшее канадское обозначение F.13. |
28 x 1 5/8 x 1 1/4 | 622 | Северо-европейское обозначение шин с посадочным диаметром 622 мм (700 C). |
27 x [число] | 630 | Старые шоссейные велосипеды. |
26 x 1 (650 C) | 571 | Триатлон, тайм триал, шоссейные велосипеды небольшого размера. |
26 x 1 1/4 | 597 | Старые британские спортивные и клубные велосипеды. |
26 x 1 3/8 (S-6) | 597 | Лйгкие велосипеды Schwinn. |
26 x 1 3/8 (E.A.3) | 590 | Большинство 3-скоростных велосипедов, 10-скоростные детские или велосипеды из супермаркетов. |
26 x 1 1/2 (650B) | 584 | Французские прогулочные или туристские велосипеды, немногие Raleigh (США) и горные велосипеды Schwinn. |
26 x 1 3/4 (S-7) | 571 | Крузеры Schwinn. |
24 x 1 | 520 | Высококачественные колёса для гонщиков небольшого роста. |
24 x 1 1/8 | 520 или 540 | Покупатель, будь бдителен! |
24 x 1 1/4 | 547 | Детские велосипеды Schwinn или британские. |
24 x 1 3/8 (S-5) | 547 | Лёгкие детские велосипеды Schwinn. |
24 x 1 3/8 (E-5) | 540 | Британские детские велосипеды, большинство кресел-каталок. |
20 x 1 1/8 20 x 1 1/4 20 x 1 3/8 | 451 | Лёгкие детские велосипеды, BMX для гонщиков с небольшим весом, некоторые лигерады. |
20 x 1 3/4 | 419 | Детские велосипеды Schwinn. |
17 x 1 1/4 | 369 | Alex Moulton. |
16 x 1 3/8 | 349 | Старые велосипеды Moulton, Brompton и другие складные велосипеды, передние колёса лигерадов, детские велосипеды. |
16 x 1 3/8 | 337 | Крайне загадочный размер покрышки. |
16 x 1 3/8 | 335 | Польские детские велосипеды. |
16 x 1 3/4 | 317 | Детские велосипеды Schwinn. |
12 1/2 x [число] | 203 | Детские велосипеды, скутеры |
10 x 2 | 152 | Кресла-каталки. |
8 x 1 1/4 | 137 | Кресла-каталки. |
Стоит также отметить, что изначально дробные значения размеров были введены ещё для старых ободов с прямыми боковинами. Более функциональные размеры 571 мм / 26 x 1 и 630 мм / 27 появились позже, на ободах с выступами.
Размер в десятичных дробях
Десятичное обозначение | ISO, мм | Применение |
29 дюймов | 622 | Принятое название, введённое в обиход маркетологами. Относится к шинам с посадочным диаметром 622 мм ("700c"). |
28 x [дес. число] | 622 | Некоторые немецкие шинные производители применяют данное обозначение для шин с посадочным диаметром 622 мм ("700c"). |
26 x 1,00 до 2,3 | 559 | Большинство горных велосипедов, крузеров и пр. За исключением нижеследующих: |
26 x 1,25 (устаревшее) | 599 | Очень старые лёгкие велосипеды США. |
26 x 1,375 | 599 | Очень старые лёгкие велосипеды США. |
24 x 1,5-24 x 2,125 | 507 | Детские горные велосипеды, крузеры. |
22 x 1,75; 22 x 2,125 | 457 | Детские велосипеды. |
20 x 1,5-20 x 2,125 | 406 | Большинство велосипедов BMX, детские велосипеды, складные, туристские и некоторые лигерады. |
18 x 1,5 | 355 | Складные велосипеды Birdy. |
18 x 1,75-18 x 2,125 | 355 | Детские велосипеды. |
16 x 1,75-16 x 2,125 | 305 | Детские велосипеды, складные, туристские и некоторые лигерады. |
Французский размер
Изначально, во французской системе первое число обозначало внешний диаметр обода в миллиметрах, за которым следовала буква, определяющая ширину: «A» — узкий, «D» — широкий. Буквенный код сейчас не связан с шириной покрышки, поскольку узкие покрышки часто изготавливаются для ободов, изначально предназначенных для широких покрышек. Например, размер 700С изначально был широким размером, но теперь существуют и очень узкие покрышки 700С, у которых фактический диаметр всего 660 мм.
Французское обозначение | ISO, мм | Применение |
700 A | 642 | Устаревший размер. |
700 B | 635 | Дорожные велосипеды со стержневой тормозной системой. |
700 C | 622 | Шоссейные велосипеды, гибриды, горные 29-дюймовые велосипеды. (28 x 1 1/2 F.13 Канада) |
700 D | 587 | Странный размер, испоьзуемые ранее на некоторых велосипедах GT. |
650 A | 590 | Францухская версия 26 x 1 3/8; Итальянские высококачественые велосипеды для гонщиков с небольшой массой. |
650 B | 584 | Французские прогулочные велосипеды, тандемы, туристские велосипеды; некоторые старые велосипеды Raleigh и горные велосипеды Schwinn. |
650 C | 571 | Велосипеды для триатлона, тайм-триала, высококачественные шоссейные велосипеды для гонщиков с небольшой массой. |
600 A | 540 | Европейские детские шоссейные велосипеды, большинство кресел-каталок. |
550 A | 490 | Европейские детские шоссейные велосипеды. |
500 A | 440 | Европейские детские, складные велосипеды. |
450 A | 390 | Европейские детские велосипеды. |
400 A | 340 | Европейские детские велосипеды. |
Таблица соответствий ISO
ISO Посадочный диаметр, мм | Принятое обозначение |
635 | 28 x 1 1/2, 700 B |
630 | 27 x число |
622 | 700 C, 28 x (две дроби), 29 дюйм. (28 x 1 1/2 F.13 Канада) |
599 | 26 x 1,25 x 1,375 |
597 | 26 x 1 1/4, 26 x 1 3/8 (S-6) |
590 | 26 x 1 3/8 (E.A.3), 650 A |
587 | 700 D |
584 | 650B, 26 x 1 1/2 |
571 | 26 x 1, 26 x 1 3/4, 650 C |
559 | 26 x 1.00- x 2,125 |
547 | 24 x 1 1/4, 24 x 1 3/8 (S-5) |
540 | 24 x 1 1/8, 24 x 1 3/8 (E.5), 600 A |
520 | 24 x 1, 24 x 1 1/8 |
507 | 24 x 1,5- x 2,125 |
490 | 550 A |
457 | 22 x 1,75; x 2,125 |
451 | 20 x 1 1/8; x 1 1/4; x 1 3/8 |
440 | 500 A |
419 | 20 x 1 3/4 |
406 | 20 x 1.5- x 2.125 |
390 | 450 A |
369 | 17 x 1 1/4 |
355 | 18 x 1,5- x 2,125 |
349 | 16 x 1 3/8 |
340 | 400 A |
337 | 16 x 1 3/8 |
317 | 16 x 1 3/4 |
305 | 16 x 1,75- x 2,125 |
203 | 12 1/2 x число |
152 | 10 x 2 |
137 | 8 x 1 1/4 |
Расчёт ширины
Безусловно можно использовать практически любую комбинацию покрышки и обода, у которой совпадают посадочные размеры, но с практической точки зрения неразумно, чтобы ширина покрышки значительно отличалась от ширины обода.
Если покрышка слишком узкая для обода, значительно повышается риск их повреждения от различных неровностей и ударов.
Если покрышка слишком широкая, увеличивается вероятность быстрого износа боковин покрышки, а также опасность потерять контроль над управлением велосипедом на сдутой шине. Плюс к этому заметно ухудшается управляемость на низких скоростях.
К сожалению, с целью экономии веса на современных горных велосипедах используются чрезвычайно узкие обода. К таким ободам очень плохо подходят широкие покрышки, если только их не накачивать очень сильно. Это, в свою очередь, приводит к излишней нагрузке на боковины обода, и к тому же теряется основной смысл установки широких покрышек, предназначенных для работы с малым давлением.
GMS и WTB
GMS — Global Measuring System (с англ. «Глобальная система измерения»). Существующие стандарты для измерения размеров накачанной покрышки не учитывают разницу в глубине протектора. Чтобы решить эту проблему и дать возможность более точно сравнить характеристики покрышек, компания WTB представила свой стандарт измерения — GMS.
Стандарт состоит из двух чисел в миллиметрах: первое характеризует ширину основы покрышки; второе — ширину внешней части покрышки, измеренную поверх протектора. Замеры производятся на ободе с внутренней шириной 20 мм, и покрышке, накачанной до 60 psi и после 24−часовой выдержки.
Вдобавок к размерам основы и внешней ширины по протектору, указывается допустимое давление шин, основные характеристики протектора и его контактной зоны.
Трубки
Известно 6 разных размеров однотрубок, но только 2 из них дошли до наших дней.
- Полноразмерные трубки подходят к ободам того же диаметра, что и клинчерные покрышки 622 мм (700c). Этот размер иногда указывается как «28 дюймов» или «700». Также, путаницу вносит обозначение «27 дюймов», которое устарело и сейчас не применяется, но его можно встретить в старой велосипедной литературе. В отличие от трубок, у обычных клинчерных покрышек существует заметная разница между размером «700c» и «27 дюймов». Если вдруг
где-то встречается упоминание размера трубок «27 дюймов», то имеется в виду полноразмерный вариант, использующийся в большинстве гоночных велосипедов. - Трубки «26 дюймов» или «650». Они меньше полноразмерных и обычно используются
в тайм-триале или для трековых лидирующих мотоциклов. - Трубки «24 дюйма», «22 дюйма», «20 дюймов» и «18 дюймов» использовались, в основном, для детских гоночных велосипедов, но в наши дни уже не встречаются.