Настройка амортизационных вилок

Preload

Предварительная нагрузка, негативный ход. Настройка амортизационной вилки, характеризующая жёсткость пружины.

Нормальная величина предварительной нагрузки должна составлять примерно 10% от всего хода вилки. Регулировать данный параметр имеет смысл при значительно отличающихся стилях катания. В походных условиях вилка накачивается до нормальной величины, при более экстремальном катании можно немного перекачать, чтобы предотвратить пробой. Для велосипедистов с небольшим весом можно её немного расслабить, чтобы не создавался эффект полного отсутствия амортизации.

Практически во всех пружинных и пружинно-эластомерных вилках этот параметр абстрактный — то есть не дает ощутимого эффекта.

Предварительная нагрузка регулируется либо внешним регулятором, либо заменой пружин.

Rebound

Отбой, отскок. Довольно часто используемая регулировка вилки, особенно если кататься в разных стилях по разным типам дорог. На асфальте имеет смысл закручивать отбой, чтобы вилка не создавала лишних вибраций, а на грунтовых дорогах и пересечённой местности — наоборот, откручивать, чтобы вилка быстрее отрабатывала неровности.

В связи с этим, нельзя не отметить технологические достижения компании Marzocchi — системы SSV (speed sensitive valve — чувствительные к скорости жиклеры, 5 контуров жиклеров), SSVF (speed sensitive valve floating 5 контуров статичных и 2 контура плавающих) и HSCV (high speed compression valving, 10 контуров). Суть этих систем в динамическом модулировании скорости отбоя (de-facto — скорости пропускания масла сквозь картридж) в зависимости от условий езды. То есть на ровной дороге вилка становится очень заторможенной, а на грунте ускоряется, причем чем больше вилку трясет, тем быстрее становится отбой и выше скорость сжатия.

SSV появилась относительно давно, но для своего времени это была очень прогрессивная система, избавляющая от необходимости крутить винтики на вилке. В 2002 году появились системы SSVF и HSCV, кардинально отличающеся от SSV. Вилки с этими системами стали еще более чувствительны к дорожным условиям.

Отбой регулируется (если такая возможность предусмотрена производителем) либо снаружи вилки, либо внутри. В последнем случае для его регулировки требуется частичная разборка вилки (открутить крышки).

Весьма редко встречающаяся регулировка амортизационной вилки, хотя и полезная. Иногда действительно хочется замедлить именно скорость сжатия, а не отбой.

Low-speed compression

Низсоскоростное сжатие. Данной настройкой можно управлять способностью вилки обрабатывать мелкие неровности, а также насколько вилка будет прожиматься при торможении. Увеличение значения низкоскоростного сжатия делает вилку менее отзывчивой — она перестаёт легко реагировать на мелкие неровности, но при этом меньше утапливается при торможении и подпрыгивает на подъёмах. Уменьшая значение низкоскоростной компрессии, увеличивается ощущение мягкости работы вилки (сленг. — «плюшевости»), но в ущерб большому ходу при торможении и на подъёмах.

High-speed compression

Высокосоростное сжатие. Обычно находится в полностью закрытом положении. Открытие клапанов высокоскоростного сжатия позволяет получить больший ход вилки и таким образом поглощать более сильные удары без пробоя. Слишком большое значение высокоскоростного сжатия приводит к тому, что вилка становится более жёсткой на средних неровностях. Слишком маленькое значение увеличит ход вилки для того, чтобы хорошо отрабатывать средние и крупные неровности.

Extension Control

Регулировка длины хода вилки. Еще одна технология, успешно внедренная в серийное производство фирмой Marzocchi, а с 2002 года нечто подобное сделала и Rock Shox. Суть заключается в блокировании хода вилки, что очень нужно в момент преодолевания крутых подъёмов, а также при силовом педалировании. При езде по асфальту весьма полезна возможность заблокировать вилку в сжатом состоянии. Обычно эта система ставится на вилки с ходом 130 мм, однако в 2002 году Marzocchi установила ее и на вилки с ходом 100 мм (MXC ECC, X-Fly, Carbon RAC) и даже 80 мм (Atom Race).

Позже компания Marzocchi пошла еще дальше, сделав трёхпозиционную систему ECC для своей топовой кросскантрийной вилки Marathon S. В первом положении — ход 100 мм, нормальный отбой и сжатие; во втором — ход 100 мм, замедленное сжатие и отбой; в третьем — вилка полностью заблокирована в сжатом состоянии.

С 2003 года у Marzocchi используется система ECC-5 — пятипозиционная регулирвока хода и скорости работы вилки, а ECC принципиально переделана и стала называться ETA.

Помимо всего этого, многие вилки можно «разгонять» или «сгонять» путем замены пружин и картриджей. Например из вилки ходом 100 мм можно сделать как 80 мм, так и 120 мм.

Positive spring

Пружина, работающая на сжатие, оказывает сопротивление ударам, а также возвращает вилку в её исходное положение после поглощения удара.

На вилках со стальной пружиной сжатия, её регулировочная ручка располагается в верхней части ноги.

На воздушных вилках пружина регулируется давлением воздуха (накачивается при помощи насоса).

Если пружина на сжатие настроена слишком мягко, в состоянии покоя, под воздействием массы велосипедиста вилка будет продавливаться слишком глубоко и легко пробиваться до упора. Слишком жёсткая настройка будет хуже обрабатывать мелкие неровности и при этом не удастся воспользоваться полным ходом вилки.

Negative spring

Пружина, работающая на отбой, отвечает за верхнюю часть хода вилки, работая на сопротивление пружине сжатия, и делает вилку более чувствительной к небольшим неровностям. В определённой точке хода вилки пружина отбоя практически не задействуется, позволяя амортизатору повышать упругость для сопротивления пробою.

Чрезмерное давление пружины отбоя позволит вилке, в состоянии покоя, под воздействием массы велосипедиста продавливаться слишком глубоко и легко пробиваться до упора. При слишком небольшом давлении вилка будет прередавать вибрацию малейших неровностей.

У воздушных вилок компании Rock Shox с системой Dual Air регулировка давления воздуха пружины отбоя находится на внешней стороне. У вилок других производителей со стальными пружнами данная регулировка производится путём замены самой пружины или изменением положения крепления пружины.

16 ноября 2012
Оцените статью:
Комментарии
Пока нет комментариев