Велосипедистов можно условно разделить на несколько основных групп: малыши, подростки, взрослые любители комфортных велосипедных прогулок, активные увлеченные любители велосипеда, велосипедисты, спортсмены и туристы.
Ведущие производители велосипедов, в свою очередь, предлагают широкий выбор типов и моделей велосипедов. Их огромное разнообразие (и моделей, и производителей) стремится к удовлетворению спроса всех желающих, а у желающих, в связи с этим, новая проблема - проблема выбора…
Думаю велосипедисты-спортсмены сами прекрасно разбираются во всем разнообразии и тонкостях “велосипедного рынка” и, уверен, не нуждаются в наших рекомендациях. Поэтому содержание данной статьи будет ориентировано на начинающих поклонников велоспорта.
Начнем, пожалуй, с детских велосипедов - детские велосипеды классифицируются по размеру в соответствии с возрастом ребенка.
Для малышей производятся велосипеды со съемными дополнительными колесами, которые обеспечивают устойчивость. При желании, дополнительные колеса могут быть демонтированы (когда ребенок научится держать равновесие).
Для детей от 4-5 лет уже можно покупать велосипед спортивного типа – например, ВМХ или велосипеды с одним/двумя амортизаторами.
Большой популярностью пользуются складные подростковые велосипеды, секрет популярности этих велосипедов в том, что они:
- комфортные при езде
- настраиваются по росту
- удобны при хранении и транспортировке
Велосипеды с размером колеса от 20 дюймов уже могут быть не просто односкоростные, а с переключением скоростей.
А для любителей комфортной езды предлагаются велосипеды с удобной посадкой и наличием широкого седла, которое отличает особая комфортность. В этом классе разнообразие моделей велосипедов определяется вариантами комплектации, уровнем материалов, оборудования и качеством исполнения. Например вилка с амортизатором смягчает преодоление неровностей рельефа, а широкий руль облегчает управление велосипедом.
Различные аксессуары для велосипедов – защитные крылья, багажники, фонари, корзинки, сиденья для перевозки детей и подножки могут входить в стандартную комплектацию, а могут продаваться и отдельно. Но, главное, в большинстве случаев, они могут быть легко установлены в штатные места рамы велосипеда и служат для создания дополнительного комфорта при езде на велосипеде.
Современный велоспорт - в современном велосипедном мире существует множество спортивных дисциплин и просто модных направлений и стилей. Для них специально были созданы (или приспособлены существующие) определенные типы и классы велосипедов. На данный момент спортивные велосипедные дисциплины определены соответствующими нормами и предназначенные для них велосипеды служат определенным целям и требованиям.
Среди спортивных велосипедов можно выделить три основных класса:
- горный велосипед (MTB)
- BMX
- шоссейный велосипед
Горные велосипеды отличаются тем, что имеют колеса диаметром 26 дюймов (за исключением некоторых моделей - результатов современных экспериментов в области модных урбанистических направлений).
Понятие “горный велосипед” (или mountain bike (MTB)) довольно емкое и включает в себя следующие дисциплины:
- кросс-кантри (гонки по пересеченной местности)
- байкер-кросс (параллельный слалом, где четверо велосипедистов (байкеров) стартуют одновременно)
- даунхилл (скоростной спуск с горы, так же - на скорость)
- триал (преодоление трасс состоящих из препятствий)
- фрирайд (катание вне трасс, т.е. по пересеченной местности).
BMX - это небольшие велосипеды с колесами 20 дюймов. Они пользуются популярностью у городской молодежи. BMX – дисциплины это:
- фристайл (езда с выполнением трюков по специальным сооружениям)
- рэйс (гонка по небольшим трассам, специально подготовленных для этого)
- флэтленд (трюки “на плоскости”)
- дёрт (от английского “грязь” - думаю можно не объяснять)
Шоссейные велосипеды предназначены для гонок, как следует из названия, на шоссе.
Активные и увлеченные любители велосипеда, обычно, выбирают то или иное направление велоспорта (руководствуясь собственными предпочтениями, подверженности моде и их бюджета).
Чем более спортивный стиль езды на велосипеде, тем более профессиональный велосипед требуется.
Например, у велосипеда для кросс-кантри более низкая посадка и очень узкое седло - это служит достижению максимальной скорости в гонке. Кстати, человек неподготовленный, после езды на таком велосипеде, может почувствовать дискомфорт.
Велосипед для даунхилла – это тяжелая и грозная машина, с огромным запасом надежности и прочности, что естественно для его задач. А вот для любителя покататься с пригорков в дачных окрестностях это явно лишенее.
Триальный велосипед может вообще не иметь седла (это идеально для прохождения сложной трассы), и такой велосипед вряд ли понравиться любителю кататься у городского фонтана у городского фонтана.
Для любителей просто покататься по пересеченной (но не сложной) местности подойдет велосипед для фрирайда или кросс-кантри, но не спортивный велосипед, а с более удобными “параметрами” - велосипед с широким рулем и более высокой посадкой.
Туристы, обычно, выбирают велосипеды для кросс-кантри (снабжая их дополнительными аксессуарами - багажниками, велосипедными сумками, крыльями и щитками). Для путешествий по дорогам производители выпускают дорожные велосипеды с колесами 28 дюймов (с более ровными покрышками) и с наборами соответствующих опций.
Нужно также отметить и современную городскую велосипедную молодежь. Это среда, где рождаются все новые направления и стили велоспорта, просто потому, что молодежь не терпит строгих границ и рамок, и всегда готова к экспериментам.